Борец с патологиями
Борец с патологиями
«Горожанин» побывал в гостях у заведующего уникального челюстно-лицевого отделении больницы Мечникова Анатолия Семеновича Комка
Старый хирургический корпус больницы имени Мечникова – место, где возвращают шанс на нормальную жизнь детям с врожденными патологиями.
Наше отделение челюстно-лицевой хирургии – одно из лучших в Украине. Сюда попадают больные со сложнейшими травмами и нарушениями челюсти. На протяжении тридцати лет отделением руководит хирург Анатолий Семенович Комок.
– Мы проводим лечение пациентов по многим направлениям – травмы челюстно-лицевой области, переломы кости лицевого скелета, воспалительные процессы, осложнения после различных стоматологических вмешательств, – говорит Анатолий Семенович. – Мы также оперируем пациентов с различными дефектами и деформациями лица и челюсти как врожденными, так и приобретенными.
Это отделение – единственный шанс для малышей, которые родились с расщелиной верхней губы и альвеолярного отростка неба, или же, как называют эти изъяны в народе, заячьей губой и волчьей пастью.
– Когда рождаются малыши с такими патологиями, нас моментально информируют об этом, и мы ставим ребенка на учет в детскую стоматологическую поликлинику №3. За маленьким пациентом наблюдают врачи, проводят ортодонтическое лечение и готовят к операции, – рассказывает хирург.
Детям с расщелиной губы в зависимости от сложности делают до 12 операций, пока изъян не уберут до конца.
– На 120 новорожденных приходится один ребенок с патологией, в частности в нашей области в год рождается около 40 таких детей. Причем степени поражения настолько различны, что за всю мою практику я не могу припомнить хотя бы два одинаковых случая, – говорит врач.
Первую операцию малышам делают в 4-6 месяцев. Когда ребенку исполняется год-полтора, ему делают корригирующую операцию на десне, потом восстанавливают небо. А когда пациент достигает 8-12 лет, хирурги занимаются восстановлением носа. После этих сложнейших процедур ребенок считается здоровым и косметически полноценным.
– Вы знаете, на самом деле по улицам города ходит много взрослых людей, которые родились с патологией. И мне приятно говорить, что для прохожих эти люди ничем не отличаются от них самих, никто не видит у наших бывших пациентов каких-либо изъянов. Это наша победа, – улыбается Анатолий Семенович.
Медики, практикующие в челюстно-лицевом отделении, имеют большое количество собственных разработок, направленных на улучшения качества операций.
– Мы активно сотрудничаем с американскими ученными и профессорами. С 2006 года наши коллеги из США приезжают в Днепропетровск, и мы совместно оперируем детей, – говорит Анатолий Комок.
В основном уделяют внимание малышам из детских домов, интернатов и малообеспеченных семей. Приезда иностранных медиков ждут и ребятишки, и сами хирурги – американцы действительно помогают. В том числе и обеспечивают отделение медикаментами, расходными материалами, аппаратурой. Для детишек из интерната американские хирурги привозят одежду и игрушки.
– Иностранцы, когда уезжают, оставляют нам все для того, чтобы мы могли бесплатно делать операции и после их отъезда, – рассказал Комок.
В Днепродзержинском интернате в 2006 году находилось 42 ребенка с патологиями челюстно-лицевой области. Американские и наши хирурги взялись за оздоровление этих детей, и сегодня в интернате осталось всего четыре ребенка, которые пока еще нуждаются в медицинской помощи.
– Общими усилиями нам удалось добиться главного – мы научились убеждать родителей не отдавать детей с врожденными изъянами в интернаты, ведь именно этот недуг в первые дни жизни решает дальнейшую судьбу крохи, – вздыхает заведующий отделением. – Во многих случаях наши доводы дают желаемый результат – родители не отказываются от малыша. Я уверяю всех, что в рождении ребенка с патологией нет никакой катастрофы. С этой проблемой мы научились справляться отлично.
В кабинете хирурга есть несколько альбомов с фотографиями ребятишек, которые родились с патологиями. На одних снимках фото пациентов до операции, на других – после. От патологии не остается и следа.
– Точного ответа, почему у ребенка возникают такие патологии, пока нет, но способствуют этому вредные привычки родителей, экология, стрессовые ситуации и наследственность. И если с экологией мы сделать ничего не можем, то употребление наркотиков, спиртного и курение человек выбирает для себя сам – в результате мучаются дети, – рассказал Анатолий Семенович.
За год в челюстно-лицевом отделении оперируют более двухсот детей – 40 пациентам делают операции впервые, остальным – производят повторные хирургические вмешательства. В зависимости от сложности операция занимает от часа до четырех.
Наркотики и инвалидность
Также в отделении делают операции по исправлению последствий травм, неправильно сросшихся переломов и удалению онкологических опухолей на деснах, челюстях, мягкой части лица и шее.
– В нашей клинике проводят хирургическое лечение доброкачественных и злокачественных образований шеи и лица. После обязательной консультации в онкологическом диспансере пациента направляют к нам, мы его оперируем, – говорит Анатолий Комок.
Попадают в челюстно-лицевое отделение и больные с гнилостным поражением челюсти.
– Последнее время заметно увеличилось количество таких пациентов. Они попадают в отделение в ужасном состоянии. Причина – наркотики. Особо опасным считается так называемый первентин, который содержит серу и фосфор, разрушающие костную ткань. Эти вещества концентрируются на костях, образуя очаги воспаления, а затем – некроз, загноение и омертвение кости. Вылечить это невозможно, приходится удалять поврежденную костную ткань. И человек становится инвалидом, – вздыхает хирург.
Таких больных за год в отделение поступает около 30 человек. Очень важным фактом является то, что некроз и омертвение кости челюсти может вызвать даже единичное употребление наркотических средств.
– Многие балуются наркотиками и считают, что никаких страшных последствий это не принесет. На самом же деле они губят человеку здоровье, а после – и жизнь. Мне больно наблюдать, когда ко мне на операционный стол попадает родившийся с патологией ребенок, но еще больнее смотреть на пациента, который попал в отделение по своей собственной вине, – говорит Анатолий Семенович.
В челюстно-лицевом отделении опытные хирурги оказывают помощь всем, кто в ней нуждается, независимо от возраста, статуса и материального благополучия пациента. Здесь не обращают внимания на все это, когда человек попадает операционный стол.
Ольга Фоменко
Днепропетровск
