Бахчисарайское отделение для детей-инвалидов снова закрывают

Бахчисарайское отделение для детей-инвалидов снова закрывают

Поставьте человека, собирающегося выйти на зимнюю улицу, перед выбором: надеть пальто или ботинки? Логично предположить, что спрошенный недоуменно пожмет плечами: разве непонятно, что обе вещи необходимы, они разные, но одинаково предназначены для того, чтобы их владелец не замерз и не простудился. Однако такое впечатление, что люди у власти руководствуются совсем другой логикой. В 2010 году «1К» писала о том, что в Бахчисарае пытались закрыть отделение социально-бытовой адаптации детей-инвалидов при местном территориальном центре соцобслуживания. Тогда отделение удалось отстоять. Сейчас его снова закрывают.

Летом прошлого года в Симферополе прошли общественные слушания, посвященные соблюдению прав и качеству оказания услуг семьям с детьми-инвалидами, в которых участвовали не только представители общественных организаций и местных советов, но и сотрудники Минсоцполитики АРК, Министерства образования и науки, молодежи и спорта автономии. В общем, присутствовали все, кто не понаслышке знает о самых насущных проблемах в этой области. Итогом встречи стал проект рекомендаций: что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию. Один из пунктов проекта был таким: «изучить возможность открытия на базе территориальных центров городов и районов отделений дневного пребывания для детей-инвалидов с целью оказания им качественных необходимых услуг и высвобождения родителей». Но пока вопрос изучается, в Бахчисарае, наоборот, такое отделение закрывают.

О том, что представляет собой жизнь семей, где растет ребенок со сложным неизлечимым заболеванием, могут рассказать только сами родители. Таким семьям чаще всего приходится существовать на зарплату папы-кормильца, детскую пенсию по инвалидности и небольшое пособие по уходу за ребенком. Мамы не работают, потому что не могут оставить детей. Зачастую и дети эти растут, почти не видя сверстников.

До недавнего времени в Бахчисарае, где существовало отделение реабилитации при терцентре (фактически группа дневного пребывания детей), у детей как раз и была возможность общаться друг с другом, у специалистов — заниматься с ними, у мам — работать хотя бы половину дня.

«В начале января нас, родителей, уведомили о том, что отделение закрывается, — сообщила «1К» Алина Юркевич, председатель общественной организации «Маленькая страна», объединяющей родителей детей-инвалидов. — Инициатива исходила от районного управления труда и социальной защиты». Понятно, что вся страна весь прошлый год затягивала пояса, экономила как могла, вот и в территориальном центре нашли, на чем (или на ком?) сэкономить.

Интересно, что в середине декабря прошлого года глава Бахчисарайской райгосадминистрации Ильми Умеров, отвечая на обращение родителей детей-инвалидов, пообещал найти возможность профинансировать отделение при территориальном центре. А уже 28 декабря Бахчисарайская райгосадминистрация приняла распоряжение о… закрытии отделения. Получается, правая рука не ведает, что творит левая. Официально озвученной причиной ликвидации отделения стало открытие Бахчисарайского районного центра социальной реабилитации детей-инвалидов. Районный бюджет выделил на этот центр деньги, провели торжественное открытие, на котором чиновники порадовались за бахчисарайцев и заверили, что в этом центре они смогут решить самые важные для себя проблемы. Слукавили.

Дело в том, пояснила Алина Юркевич, что вновь созданный центр как раз услуги социально-бытовой реабилитации не оказывает. Впрочем, это и не предусмотрено его уставом. В подвальном помещении жилого дома, даже не оборудованном пандусом для колясочников, для этого нет условий. Сюда должны приезжать мамы с детьми для массажа, занятий с логопедом и другими специалистами. Прибыли, получили услугу — до свидания. Ни о каком длительном пребывании детей без родителей здесь речь не идет.

«В Бахчисарае более 80 детей-инвалидов, во всем районе около 270, — рассказала Алина Юркевич. — Конечно, социально-бытовая реабилитация требуется далеко не всем. Но ведь есть дети, для которых пребывание в таком отделении становилось ступенькой, позволяющей пойти в школу или сад. А для остальных, с очень тяжелыми заболеваниями, у которых и такой перспективы не было, очень много значила сама возможность общаться с другими детьми, расширить рамки своего мира. Отделение было небольшим, всего на 8 человек, и еще 3 ребенка должны были прийти сюда в следующем году. Ликвидация его означает, что 8 налогоплательщиков перейдут в разряд налогопотребителей, а трое сотрудников отделения пойдут на биржу труда. Новый центр реабилитации, который появился в Бахчисарае, конечно, нужен. Но почему его появление ознаменовалось ликвидацией подразделения, выполнявшего совсем другие функции?»

В Крыму уже идет большая работа, направленная на то, чтобы большинство детей-инвалидов как раз росли среди сверстников (об этом «1К» расскажет в ближайших номерах). Но наверняка найдутся и такие, кому тяжелая степень заболевания этого не позволит или потребуется подготовка к новому этапу жизни. Отделения, подобные тому, что закрывается в Бахчисарае, как раз могли бы заниматься именно такими детьми. Если, конечно, для чиновников их будущее важнее возможности сэкономить.

Наталья Якимова

“Первая крымская”

Схожі новини